Архимандрит Киприан (Керн). Антропология Св. Григория Паламы.

31752
Нет в наличии
1 300 Р

Киев. Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2005 г. - 434 с.

твердый переплет, обычный формат.

состояние отличное, не читанные, уголки обложки чуть примяты.



Настоящая книга представляет собой фототипическое переиздание труда архимандрита Киприана (Керна), посвященного богословию святителя Григория Паламы. Творчество архимандрита Киприана представляет собой одно из завершающих звеньев традиции старой патрологической науки в России, творения св. Григория Паламы увенчивают собой `классический период` истории святоотеческой письменности и богословия. Поэтому монография архимандрита Киприана является своего рода `двойным подведением итогов`. Написанная около полувека назад, эта книга поражает современного читателя продуманной четкостью своих формулировок, высочайшей культурой богословского и исторического мышления и гибкой пластикой форм выражения авторской мысли. Учение о человеке св. Григория Паламы здесь не только вставляется в общий контекст его богословско-философского миросозерцания, но и представляется на широком культурно-историческом фоне его эпохи. Наконец, работа архимандрита Киприана дает связный обзор развития всей святоотеческой антропологии - в настоящее время единственный на русском языке.

Как отмечает в своей рецензии на эту работу известного богослова Русского Зарубежья профессор Московской Духовной Академии Н.К.Гаврюшин, `содержание книги о. Киприана существенно шире названия. Большая ее часть посвящена изложению антропологических взглядов свв. отцов. Подобного обзора в русской богословской литературе до Керна не было, не было и после него. Обширное исследование А.Позова `Основы древнецерковной антропологии` построено не по персоналиям - вереницы цитат из церковных писателей назначены здесь подкреплять то или иное звено весьма изощренной триадологической схемы самого автора. Так что книга о. Киприана и сегодня остается единственным на русском языке введением в изучение святоотеческих представлений о человеке. Ощутимым недостатком этой части труда о. Киприана является отсутствие изложения антропологических взглядов блаж. Августина и его последователей на Западе... Собственно антропологии св. Григория Паламы в книге Керна посвящено только три заключительных главы (VI-VIII), так как в пятой предложен краткий очерк всего богословского учения св. отца. Нельзя не заметить, что по мере приближения к центральной теме работы цитаты из Паламы ощутимо редеют и вытесняются попутными реминисценциями. Так, в шестой главе, посвященной природе человека, мы находим антропологическую схему Б.П.Вышеславцева, похвальный отзыв о прозрениях символистов конца XIX - начала XX вв., изложение медиевистской концепции Хейзинги... Существенно более содержательна и, можно сказать, дерзновенна глава VII-я - `Образ и подобие Божие`. Она - о философии творчества, богословском оправдании христианской культуры... Что же касается `обожения человека`, которому посвящена заключительная глава книги, то, как справедливо отмечает сам о. Киприан, `никакой новой `теории` Палама не выдвигает и `никакого своего богословия теозиса не создает`. Есть у него свои частные суждения о классификации страстей, есть мысли, вызывающие аналогии с психоанализом.

Категории: Творения православных святых

Архимандрит Киприан (Керн). Антропология Св. Григория Паламы. отзывы

Оставьте отзыв об этом товаре первым!