Жан-Клод Ларше. Лицо и природа. Православная критика персоналистских теорий Христоса Яннараса и Иоанна Зизиуласа

52382
Осталось 3 штуки
620 Р

М. Паломник, 2021 г, 288 с.

мягкая обложка, обычный формат.

Р 20-007-0247

Книгу перевели с французского: П. Доброцветов, Р. Ахматханов, Н. Редин, С. Чернов, А. Вавилова. Научный редактор — доцент МДА П.К. Доброцветов.

Книга знаменитого современного православного богослова и патролога Жан-Клода Ларше посвящена критическому анализу системы интерпретации в персонализме, применяемой к различным областям богословия у двух известных современных богословов — митрополита Иоанна (Зизиуласа; одного из ведущих иерархов Константинопольского Патриархата) и Христоса Яннараса. Труды этих мыслителей, повлиявших своими идеями и на некоторых других богословов, изданы в переводе и известны в России. Жан-Клод Ларше в своем критическом исследовании показывает, что данная система персонализма, будучи вдохновлена таким философским течением, как экзистенциализм, чужда христианству и во всех областях богословия, к которым она применяется (триадология, христология, антропология, экклезиология, учение о духовной жизни), нарушает тонкое равновесие, баланс, установленный святоотеческой Традицией, между лицом и природой, Богом и человеком и приводит к серьезным ошибкам. Помимо своего критического измерения данная книга углубляет понимание значения и соотношения между понятиями лица и природы, сущностными для христианского учения, и будет полезна всем, кто интересуется современным православным богословием и желает сделать свою веру более обоснованной.
Ж.-К. Ларше, православный патролог и богослов, широко известен в мировой науке как автор более двадцати монографий, посвященных различным сторонам христианского духовного и богословского наследия. В сфере его интересов широкий круг самостоятельных тем: от вопросов сугубо текстологических и исторических до актуальных проблем биоэтики. Особенные заслуги принадлежат этому автору в изучении наследия преподобного Максима Исповедника, которому он посвятил не одну монографию, а также перевел на французский язык и опубликовал ряд его творений. В последние годы количество монографических публикаций Ж.-К. Ларше заметно увеличилось. Ж.-К. Ларше уже хорошо знаком и российскому читателю. За прошедшие десять лет вышло несколько его книг в переводах на русский язык.

СОДЕРЖАНИЕ 

Предисловие к русскому изданию книги «Лицо и природа» — 5 

Введение — 9  

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. МЕТОД И ИСТОЧНИКИ ПЕРСОНАЛИСТСКИХ ТЕОРИЙ ЯННАРАСА И ЗИЗИУЛАСА 

 ГЛАВА I ФИЛОСОФСКИЙ ХАРАКТЕР МЫСЛИ ЯННАРАСА И ЗИЗИУЛАСА — 35 

 ГЛАВА II СОВРЕМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ МЫСЛИ ЯННАРАСА И ЗИЗИУЛАСА — 38 

 ГЛАВА III БИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР МЫСЛИ ЯННАРАСА И ЗИЗИУЛАСА — 43 

 ЧАСТЬ ВТОРАЯ ПРОБЛЕМАТИЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПЕРСОНАЛИЗМА ЯННАРАСА И ЗИЗИУЛАСА 

 ГЛАВА I ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИПОСТАСИ, ЛИЧНОСТИ, СУЩНОСТИ/СУБСТАНЦИИ, ПРИРОДЫ И ИНДИВИДА — 45 

 1. Противопоставление личности — сущности, или природе — 45 

 2. Отрицательная концепция сущности, или природы — 46 

 3. Своеобразная и отрицательная концепция индивидуальности — 50 

 4. Своеобразная и идеализированная концепция понятия личности — 52 

 5. Первенство ипостаси/личности над сущностью/природой — 57 

 6. Несвятоотеческий характер концепции сущности, или субстанции, природы, ипостаси, личности и индивида в персоналистических теориях Яннараса и Зизиуласа — 59 

 ГЛАВА II ОШИБОЧНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ТРИАДОЛОГИИ — 101 

 1. Экстраполяция персоналистских и экзистенциалистских теорий на триадологию — 101 

 2. Дисбаланс между ипостасью и сущностью в пользу ипостаси и в ущерб сущности, представляющий собой злоупотребление, противоположное эссенциализму —110 

 3. Отрицание сущности как принципа Божественного единства — 113 

 4. Утверждение о том, что Ипостась Отца является причиной Божественной сущности — 119 

 5. Переоценивание понятия причины внутри Святой Троицы — 121 

 6. Переоценивание Лица Отца внутри Святой Троицы — 123 

 7. Идея о том, что Отец является причиной двух других Божественных Лиц независимо от Божественной сущности — 124 

 8. Утверждение, что Бог есть Лицо Отца — 131 

 9. Определение Божественных Лиц через Их отношения — 137 

 10. Смешение природных и ипостасных свойств — 141 

 11. Статус Божественных энергий — 144 

 12. Отсутствие апофатического подхода к Божественным Лицам в мысли Зизиуласа — 151  

ГЛАВА III ОШИБОЧНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ХРИСТОЛОГИИ — 155 

 1. Минимизация и обесценивание природ Христа и их роли в Домостроительстве спасения — 155 

 2. Умаление значения страданий и смерти Христа в Его спасительном Домостроительстве — 163 

 3. Своеобразная интерпретация воскресения — 172 

 4. Обесценивание значения примера Христа — 173 

 5. Идея о том, что спасенный человек участвует в личном образе существования Христа — 174 

 6. Идея о том, что Христос ипостазирует человеческие ипостаси — 175 

 ГЛАВА IV ОШИБОЧНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ АНТРОПОЛОГИИ — 181 

 1. Человек — образ Божий, поскольку он — личность — 181 

 2. Человек — образ Троицы — 184 

 3. Сексуальное понимание образа Божия у Яннараса — 188 

 4. Утверждение о том, что личность Адама является причиной каждой человеческой личности  — 191 

 5. Может ли человеческая личность воспроизвести отношение Сына к Отцу?  — 193 

 6. Смысл подражания Христу  — 194 

 7. Обесценивание тварной природы — 195 

 8. Негативное понимание временности и становления человеческого существования — 197 

 9. Отсутствие различия между первоначальной, падшей и восстановленной природой — 198 

 10. Идеализация и абсолютизация инаковости — 201  

11. Идеализация и абсолютизация отношения — 203 

 12. Увязывание смертности со статусом твари и отрицание бессмертия души  — 206  

13. Ошибочное понимание победы над смертью — 212 

 14. Противоречивый характер различия и соотношения «биологической ипостаси» и «церковной ипостаси» в мысли Зизиуласа  — 216 

 15. Обесценивание брака и оправдание однополых союзов — 219 

 ГЛАВА V ОШИБОЧНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ — 232 

 1. Редукционистское понимание Церкви и Таинств  — 232 

 2. Редукционистская концепция спасения и обожения — 243 

 3. Игнорирование возможности преображения человеческой природы и индивидуальных характерных черт — 257 

 4. Сведение к минимуму роли Божественной благодати  — 258 

 5. Редукционистское понимание аскезы  — 259 

 6. Отрицание человеческого полюса в аскетической синергии — 262 

 7. Обесценивание индивидуальной аскезы и монашеской жизни — 263 

 8. Недооценка греха и страстей — 270 

 9. Недооценка и обесценивание добродетелей  — 272 

10. Пропаганда расплывчатой «духовности», далекой от духовной традиции Православной Церкви — 274 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ — 276  

ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ — 277 

 Библиография древних источников на русском языке — 277 

 Библиография основных работ митр. Иоанна (Зизиуласа) и Х. Яннараса, переведенных на русский язык и цитируемых в книге  — 280



Категории: Догматика

Жан-Клод Ларше. Лицо и природа. Православная критика персоналистских теорий Христоса Яннараса и Иоанна Зизиуласа отзывы

Оставьте отзыв об этом товаре первым!