Духовные и нравственные основы образования и воспитания. Том 1. Маслов Н. В.

51382
Осталось 2 штуки
280 ×
Маслов Н. В., доктор богословия, доктор педагогическихнаук, профессор МПА.
М. Самшит-издат, 2013. – 384 с.
мягкая обложка, обычный формат
ISBN 978-5-98106-072-4
Предлагаемая читателям книга является первым томом фундаментального научно-методического труда д.п.н. Н.В. Маслова «Духовные и нравственные основы образования и воспитания» и включает Раздел I и частично Раздел II. В Разделе I рассматриваются педагогические аспекты антропологии (назначение человека, его свойства, цель жизни человека, нравственные законы). Раздел II посвящен теории образования и воспитания (цель и задачи педагогической деятельности, ее принципы и логика, непрерывность педагогического процесса и др.) Особый интерес представляет глава 3 Раздела II, в которой рассматриваются вопросы, касающиеся такой силы души человека, как воля: как образовать волю, воспитать самообладание и целеустремленность, послушание и самоотверженность, решительность и твердость и др. 3 Введение Образование и воспитание – ключевые позиции, от которых зависит будущее как конкретного человека,так и целого поколения.Во все времена все народы уделяли именно этим сферам особое внимание. От того, что положено в основу этих процессов, зависит не только успешность конкретной педагогической деятельности, но и успешность, благосостояние и нравственность целых государств. Ведь «истинная мысль – источник всех благ,а мысль ложная – источник ошибочной деятельности»,причем во всех сферах государства.Какие же основы позволяют сделать образование и воспитание несущими истинное просвещение, дающее неиссякаемый источник для развития всех полезных сфер деятельности государства? Это духовность и нравственность. Именно этим основам посвящено новое учебное пособие доктора педагогических наук Н.В. Маслова, которое так и называется «Духовные и нравственные основы образования и воспитания».Пособие состоит из 4-х разделов. В разделе I рассматриваются педагогические аспекты антропологии, назначение человека и его качества; цель жизни человека, нравственные законы.
Раздел II посвящен теории образования и воспитания (цель и задачи педагогической деятельности;принципы, методы и логика педагогической деятельности; объект педагогической деятельности; непрерывность педагогического процесса; предмет педагогической деятельности – все аспекты образования ума, чувств и воли человека, воспитание добрых качеств и искоренение злых, учение о талантах и особенности воспитания одаренных детей; трудовое и патриотическое воспитание и др.). В разделе III рассматриваются субъекты педагогического процесса: педагогическая деятельность семьи,Церкви и государства. Раздел IV - «Дидактика».Особенностью данного пособия является то, что прежде его написания было проведено тщательное из-учение и систематизация педагогических воззрений выдающихся просветителей человечества – святых отцов.«Святые отцы не теоретически, но практически,опытно познали человеческую природу с ее немо-щами и страстями, научились побеждать духов зло-бы, глубоко постигли путь благочестия и спасения и этот свой богатый духовный опыт зафиксировали в своих писаниях»1. Педагогический опыт святых отцов очень важен и действенен в наши дни. Поскольку «святые отцы должны воспитывать людей, возводить их на высшую степень духовного образования, то в них самих наблюдается высшая степень духовной образованности» 2. «Существенной чертой святых отцов была особая сила слова, возрождающая к духовной жизни, являющаяся не только современникам, но простирающаяся действием и на все последующие века» 3. Такая сила слова, проявившаяся в произведениях святых отцов,возможна только при высокой духовной образованности, присущей им. Педагогические идеи и наставления святых отцов отвечают на вопросы современной педагогической науки и раскрывают истинные механизмы действия психолого-педагогических процессов, а также сущность многих педагогических явлений. «Святые отцы предложили в своих писаниях учение, способное духовно возрождать читающих. Они писали сочинения… для назидания у маи сердца. Письменные произведения святых отцов заключают в себе дух учителя и этим духом возрождает учеников не одного, а разных времен» 4. Исследование педагогических идей многих святых отцов, живших в различные периоды (с I по XX вв.) позволяет говорить о том, что, в целом, «их воззрения,хотя и назидающие, в разных сочинениях представляют собой цельную, ясную, определенную и последовательную педагогическую систему. Здесь мы не найдем никаких неясностей, никаких колебаний, ничего не-досказанного: все главнейшие вопросы образования и воспитания решаются четко и определенно» 5. Таким образом, педагогическое наследие святых отцов раскрывает духовные и нравственные основы образования и воспитания системно и целостно. Педагогические идеи и принципы, заложенные святыми отцами в соответствии с евангельскими заповедями,не изменяются во времени (поскольку онтологические основания человека неизменны), что также определяет особую важность для педагогической науки тех основ,на которых строилась отечественная педагогическая деятельность.Трудно переоценить появление самой возможности изучения и внедрения в современную педагогическую практику святоотеческого наследия – основ традици-онной русской педагогической школы. Основание этой работе положил преподаватель Московской Духовной школы, педагог-нравоучитель схиархимандрит Иоанн (Маслов) (1932-1991 гг.), который собрал, систематизировал и адаптировал для современного человека многие жемчужины святоотеческой педагогической мысли. В дальнейшем Московской педагогической академией проводилась работа по подбору и изучению трудов святых отцов с целью выделения в них педагогических аспектов.Особое место в трудах святых отцов занимают вопросы семейного воспитания. И это понятно. Что будет заложено в ребенка в раннем детстве – таким и будет человек.В главах, посвященных вопросам воспитания детей в семье, собраны и систематизированы основные положения святых отцов по вопросам брака, создания семьи, ее целей, устроения, счастья в браке. Автор считает необходимым рассмотрение этих вопросов, поскольку жизнь ребенка начинается в семье и с семьи. От того, насколько правильно организована жизнь в семье, какая в ней царит атмосфера, уютно ли в ней ребенку – очень многое зависит в его жизни. То, что получится из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и самим этим детством. Особенно актуально рассмотрение этих вопросов в наши дни. Взгляд святых отцов на брак дает объективное представление о назначении семьи и ее роли в жизни каждого человека, общества, государства. Семья интересует педагогов как место воспитания человека, развития его духовных сил. Представленные материалы отвечают на насущные вопросы, которые неизбежно встают перед каждым родителем, педагогом, воспитателем – для чего и как воспитывать, чему учить. В основе педагогической деятельности должно быть духовно-нравственное образование и воспитание. В настоящем издании представлены материалы первого раздела пособия и первые три главы второго раздела.Напомним слова одного из выдающихся сынов Отечества, министра народного просвещения, адмирала А.С. Шишкова: «Науки, изощряющие ум, без веры и без нравственности не составят благоденствия на-родного…. Одно обучение наукам не есть воспитание и даже вредно без возделывания нравственности»

1 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., 2003. С. 298.

2 Архиепископ Филарет (Гумилевский). История учения об отцах Церкви. С. 3–4

3 Там же.

4 Там же.

5 Педагогика древних отцов и учителей Церкви. Киев, 1897. С. 47.

6 Шишков А.С. Собрание сочинений переводов. Т. 4. СПб., 1825
вес 0.42 кг

Категории: Семья и воспитание

Духовные и нравственные основы образования и воспитания. Том 1. Маслов Н. В. отзывы

Оставьте отзыв об этом товаре первым!